Современные взгляды на гражданский брак

Современные взгляды на гражданский брак

Сегодня в обществе все большей социальной вес набирают гражданские браки, то есть фактические семейные отношения между мужчиной и женщиной. Действующее законодательство Украины предусматривает также понятие фиктивного брака, то есть брака между мужчиной и женщиной, зарегистрированного в установленном порядке, но такого, что не имеет целью создание фактических семейных отношений. Возвращаясь к гражданскому браку, следует отметить, что семейные отношения планируются и прогнозируются таким браком, и в этом его принципиальное видминнсть от фиктивного.

Говорить о любви здесь не приходится. Ведь любовь – это, в первую очередь, ответственность друг за друга. Взаимная ответственность напрочь отсутствует в «гражданском браке». Получается, что для женщины подобный «брак» – это иллюзия семьи, а для мужчины – иллюзия свободы. Женщина ннемов бы живет в семье, но это не семья, потому что мужчина не берет на себя ответственности за свою «жену». А человек вроде бы формально свободен, но в то же время находится под контролем «жены». Редко какая жена, даже в «гражданском браке» позволит мужчине открыто искать себе новую подругу или гулять с любовницами.

Мужчины в «гражданском браке» понимают, что ничего не теряют. Детей ухаживать должна иметь, деньги взыскать с такого «мужа», который в любой момент может просто обернуться и уйти, достаточно проблематично. Интересно, что женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а муж свою «гражданскую жену» любовницей, сожительницей, подругой. И только некоторые женой.

Брак в нашей стране является моногамной, добровольной, равноправной союзом мужчины и женщины, заключенной в установленном законом порядке. Действительным признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Брак, заключенный в церкви, или брак, заключенный по местным или национальным обрядам, с юридической точки зрения браком не является и никаких правовых последствий не порождает. Также не является браком, то есть не порождают правовых последствий, фактические брачные отношения, не зарегистрированные в органах регистрации актов гражданского состояния.

Первым необходимым условием заключения брака является его регистрация в государственных органах. И только второй необходимым условием для заключения брака, является взаимная добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак. Из приведенного видно, что первоочередное позицию в правовом регулировании семейных отношений занимает именно вопрос регистрации брака, а не общего желания мужчины и женщины жениться. Поскольку только после того, как подано заявление в ЗАГС, можно рассматривать вопрос о взаимном согласии сторон жениться. И если возникает такая помеха, заявление может быть отклонено. Этот юридический аспект особенно важен в вопросе рассмотрения взаимоотношений в так называемом «гражданском браке».

Многие пары, выражают желание «пожить вместе» должны понимать, что государственное правовое регулирование их отношений может начаться только после регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это важный аспект семейной жизни. Ведь государство, санкционируя конкретный брак, принимает на себя обязательства защищать образовавшуюся семью, личные и имущественные права ее членов. Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать выполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов. Все это не может быть достигнуто в «гражданском браке». Ни один суд не встанет на защиту прав и свобод, предложенных в Семейном кодексе и нарушенных в «гражданском браке». С точки зрения юридического права «гражданский брак» не является браком. Соответственно, государство в лице судебной инстанции не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов семьи в несуществующем браке.

Понятие гражданского брака – не такое уж и новое. Правда, раньше смысл его был несколько иным. Долгое время это понятие не имело ничего общего с фактическим семейным вдиносинамы, не зарегистрированными необходимым образом. Просто было две формы брака – гражданский и церковный, то есть брак, что является законным для государства и брак, что является законным для церкви. Так, родиной гражданского брака еще в XVI веке стала Голландия. Когда ее граждане, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, не могли обвенчаться в церкви, власти разрешили оформлять им свои отношения в мэрии. Именно такой брак и стали называть «гражданским». Теперь под этим названием понимают добровольное совместное проживание и ведение общего хозяйства двумя людьми: мужчиной и женщиной «без взаимных обязательств». Хотя в юриспруденции понятие гражданского брака сохранило первоначальную сущность и относится к парам, которые оформили свой союз официально в ЗАГСе без венчания в церкви. Свободные же семейные отношения в действующем законодательстве Украины названо фактическим браком.

Итак, вернемся к фактическим браков. Давайте проанализируем, в полной мере они приравнены к гражданским бракам. Законодатель установил основные требования к союзу, чтобы тот мог быть признан фактическим браком. Это, во – первых, совместное проживание мужчины и женщины на одной территории, во – вторых, совместное ведение хозяйства, в – третьих, проживание без регистрации своих отношений в государственных органах и – что важно! – Наличие намерения создания семьи этими мужчиной и женщиной. Статья 74 Семейного кодекса не в полной мере приравнивает фактические браки к гражданским, так поступая в фактических брак, люди соглашаются на юридическую неопределенность в своих отношениях, когда фактически возникают юридические права и обязанности защищаемых законом только в зарегистрированном браке. Во многом, фактический брак – это устный договор, основанный на определенных эмоциях, чувствах, но такой, который не имеет юридической силы. Кроме того, возникает проблема вступления в фактический брак гражданами, находящихся в гражданском браке. Вопросы, связанные с решением вопросов, не решенные в Семейном кодексе; кроме того, они вступают в противоречие с одним из основных его принципов – единобрачие, то есть возможность одновременно находиться лишь в одном браке. Нередко законодатель в случаях фактического брака рекомендует решать проблемы правового харатекру через суд, но поскольку в нашем закондавстви отсутствует единый подход к фактическому браку, отсутствует также система правового регулирования такого вида отношений, и подход судов к таким делам также не одинаков. Таким образом, система протиричить сама себе.

Итак, вернемся к фактическим браков. Давайте проанализируем, в полной мере они приравнены к гражданским бракам. Законодатель установил основные требования к союзу, чтобы тот мог быть признан фактическим браком. Это, во – первых, совместное проживание мужчины и женщины на одной территории, во – вторых, совместное ведение хозяйства, в – третьих, проживание без регистрации своих отношений в государственных органах и – что важно! – Наличие намерения создания семьи этими мужчиной и женщиной. Статья 74 Семейного кодекса не в полной мере приравнивает фактические браки к гражданским, так поступая в фактических брак, люди соглашаются на юридическую неопределенность в своих отношениях, когда фактически возникают юридические права и обязанности защищаемых законом только в зарегистрированном браке. Во многом, фактический брак – это устный договор, основанный на определенных эмоциях, чувствах, но такой, который не имеет юридической силы. Кроме того, возникает проблема вступления в фактический брак гражданами, находящихся в гражданском браке. Вопросы, связанные с решением вопросов, не решенные в Семейном кодексе; кроме того, они вступают в противоречие с одним из основных его принципов – единобрачие, то есть возможность одновременно находиться лишь в одном браке. Нередко законодатель в случаях фактического брака рекомендует решать проблемы правового харатекру через суд, но поскольку в нашем закондавстви отсутствует единый подход к фактическому браку, отсутствует также система правового регулирования такого вида отношений, и подход судов к таким делам также не одинаков. Таким образом, система противоречит сама себе.

Постоянно приходится слышать, что молодые люди, перед тем как пойти в «ЗАГС» для подачи заявления, пытаются пожить вместе в «гражданском браке», который иногда называется «пробным». Чего молодые люди этим добиваются? «Гражданский брак» становится некоей формой возможности проверить свои чувства друг относительно друга, на время побыть мужем и женой, попробовать все прелести семейной жизни. И только потом зарегистрировать свои отношения.

Для православного христианина вполне непонятными эти желания «поиграть» в семью. Совершенно понятно, что молодые люди, которые начинают подумывать о браке, выросли из возраста детского сада и уже давно не играют в куклы. Неужели желание поиграть все еще теплится в душе, а «гражданский брак» становится удобной возможностью удовлетворить эту потребность? Скорее всего, нет. Так почему же для того, чтобы проверить свои чувства, нельзя просто продолжать встречаться, общаться, и вполне логическим путем подойти к свадьбе и полноценного брака? Почему желание жить под одной крышей в качестве «пробного» супруги возьмет верх над здравым смыслом? Таких вопросов можно задавать множество.

Ответ прост – неуверенность в завтрашнем дне. Люди, имеющие печальный опыт развода, предпочитают не обременять себя штампом в паспорте, чтобы избежать впоследствии возможных проблем со вторым разводом. Зачем же тогда вообще вступать в такой брак, когда заранее думаешь о разводе? Подобные мысли, когда каждый из супругов готов хлопнуть дверью при первом же скандале, не могут положительно влиять на атмосферу в семье.

Вообще трудно назвать семьей подобное сожительство, когда каждый просто получает от такого «брака» то, что ему нужно. Женщина получает формальный статус «жены», ее уже трудно обвинить в блуде с первым встречным. Человек получает от такого «брака» доморобитницю, которая варит есть, стирает, убирает, кроме этого выполняет «супружеские обязанности», но при этом не является его законной женой, и он осознает, что ничем с ней не связан и в любой момент может просто уйти, ни кем и ни в чем не обвинен.

Так, психолог Института семьи и супружеской жизни Кристина Решетило считает, что причина всего – в эмансипации женщины в украинском обществе, которая все растет. На ее взгляд, женщины хотят многого достичь в профессиональной сфере, чтобы чувствовать себя независимыми, поэтому не спешат регистрировать свои отношения и готовы родить и воспитывать детей самостоятельно. С этим абсолютно не согласен кандидат психологических наук, ведущий специалист исследовательского Института психологии им. Костюка Академии педагогических наук Украины Игорь Манилов. Он считает, что гражданский брак в Украине выгоден в большинстве случаев мужчине, который, чтобы избежать ответственности перед законной женой, часто является инициатором свободных отношений с женщиной. Это утверждение подкреплено статистическими данными КМИС. Так, в Украине 69% мужчин не видят ничего плохого в совместной жизни «без обязательств». Среди женщин такие отношения поддержали только 55% опрошенных. И причина, по которой представительницы слабого пола соглашаются на сожительство в гражданском браке, по словам Игоря Феликсовича, отнюдь не чувство, а, как ни странно, отсутствие собственного жилья и нормального материального обеспечения. «Поскольку женщина зависима в финансовом плане от мужчины, говорить о существовании полноценных гражданских браков в Украине сложно, – считает И. Манилов. – Это возможно только в цивилизованных западноевропейских странах, таких как Германия, Нидерланды, Франция, где супруги не зависящие материально друг от друга, поэтому строят свои отношения исключительно на любви. К сожалению, в нашем обществе такая финансовое равноправие невозможно. В результате таких «псевдогражданских» браков в большинстве случаев страдают «незаконные жены». У подавляющего большинства женщин из-за неуверенности в отношениях и статусе в обществе с годами возникают невротические расстройства – депрессии и страхи, которые впоследствии могут вызвать серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Все это негативно сказывается на здоровье детей, рожденных в таком браке ».

Кстати, о беспокойстве и страхах.На Западе гражданский брак – понятие правовое, у нас же институт таких семейных отношений пока находится в стадии формирования. Это влечет за собой определенные последствия. Первые трудности в «нерасписанных» пар могут возникнуть уже при регистрации новорожденного ребенка. Так, для регистрации малыша, рожденного в браке, следует подать заявление только одного из родителей и справку из роддома, подтверждающую происхождение ребенка. В случае же, если мать и отец ребенка – гражданские муж и жена, то одного документа будет недостаточно. У нас происхождения ребенка определяется по отцу. Поэтому надо подать заявление от обоих родителей. Ее можно представить в ЗАГС как до, так и после рождения ребенка. Что касается прав и свобод новорожденных, то в соответствии с Конституцией Украины, дети равны в своих правах независимо от происхождения, а также от того, родились они в браке или нет.

За последние десятилетия в Украине слово «семья» окончательно утратило свое первоначальное значение в том смысле, что чаще всего «семья» начислить удается только вместе с обеими парами бабушек и дедушек. С начала 60-х годов и в течение двадцати лет украинская семья в среднем состояла из четырех человек – отец, мать, двое детей. В 90-х этот показатель начал неумолимо падать. Среднее количество рождений на 1000 человек населения уменьшилась с 13,3 в 1989 до 8,3 1998 года. И хотя за последние два-три года рождаемость несколько увеличилась, это слишком мало, чтобы Украину можно было перестать называть «страной однодетных семей».

Ответственность за содержание и воспитание детей сегодня лежит на родителях значительно большей степени, чем раньше. Тогда как материальный уровень жизни заметно уменьшился у подавляющего количества семей. Как сообщает «Интерфакс-Украина», по данным комплексного обследования условий жизни домохозяйств, проведенного за девять месяцев 2000 года, более четверти населения Украины (26,7%) относятся к категории бедных, к нищим – 14,7%. Две трети бедного населения – это семьи с несовершеннолетними детьми. Почти половина бедного населения – семья с детьми, где все взрослые трудоспособного возраста (47,2%). Еще 18 из ста бедных – семьи, где все взрослые работают. Большинству молодых семей трудно удерживать без посторонней помощи даже одного ребенка, не говоря уж о двух, трех и более – не приходится. Брак и рождение ребенка часто откладывают до «лучших времен».

Не спешат с регистрацией браков и отказываются от нее чаще всего пары старшего возраста: в среднем каждый второй мужчина и женщина в возрасте 25–29 лет с преобладанием количества мужчин. Увеличивается в целом возраст молодых пар, которые женятся. Реже можно встретить студенческое супругов. Большой процент 30-35-летних женщин, которые ни разу не были в браке.

Статистика последних лет не оставляет никаких сомнений: количество браков уменьшается, а разводов, наоборот, увеличивается. 1990 года в Украине количество браков на 1000 жителей составила 9,3, 1998 – 6,2% (то есть на 36,5% меньше), а разводов соответственно – 3,7 и 4,2%.

Экономические трудности, неустроенность молодежи, неуверенность в будущем – главные причины нетрадиционных для Украины брачно-семейных отношений. На сегодня часть юридически незарегистрированных фактических (так называемых гражданских) браков превышает уровень 1926, когда регистрация была необязательной, а правовой статус юридических и фактических браков был одинаковым.

Одни расценивают гражданский брак как подготовку к дальнейшей совместной жизни, проявление личной свободы и средство сохранить свежесть и романтичность отношений. Другие считают, что гражданский брак порождает недоверие, нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне, и это сказывается на всех сферах деятельности.

«Как показывает моя практика, – говорит психолог Людмила Шамрай, – одними из основных причин суицидов (конечно, здесь главную роль играет склонность человека к самоубийству) является невостребованность, нереализованность, неспособность адаптироваться в новых условиях тех, кому сегодня от 30 до 50 лет. Ведь раньше такие добродетели как самостоятельность, активность, инициативность, уверенность в себе были присущи единицам, остальные были ведомыми. Когда никому и никуда вести, и человек чувствует себя выброшенной, возникает множество психологических проблем, которые отражаются в первую очередь на семье.

И вторая причина – неудачные гражданские браки. Гражданский брак не уменьшает степень переживаний и боли от расставания. Скорее, увеличивает. Поскольку людей, по сути, ничего не связывает, не за что зацепиться. Человек чувствует себя ненужной ». Еще одна относительно новая для Украины модель отношений – семьи «новых украинский». Наверное, уже не так популярны, как несколько лет назад, анекдоты об определенной группе новых украинском в малиновых пиджаках от Версаче, которые пахнут практически одинаково, с ультракороткими стрижками, с характерно растопыренными пальцами и большим золотой цепью на шее. Мода изменилась, но сохранилась система взглядов. Большинство семей таких «новых украинский» были созданы по взаимной выгоды: он ей – определенный уровень жизни, она ему – свою красоту. В такой семье значительно изменилась модель отношений – психологических, культурных, другое воспитание детей. Глубоких чувств нет по определению. Отношения строятся по отработанной моделью – ребенок, гувернантка, хорошая частная школа – потому что так принято, так модно. Если у мужчины возникнут проблемы и он разорится – жена не будет ему поддержкой, просто оставит его, а ребенок для нее в этом случае – лишь обуза.

Семейные проблемы, мало у родителей времени для общения с детьми приводят к разрыву внутрисемейных связей, ограничивают возможность родителей и детей вместе проводить досуг. Нестабильность отношений, отсутствие необходимой культуры семейной жизни, пьянство родителей приводит к увеличению количества разрушенных семей и детей, которые попадают в специальные детские учреждения, попрошайничают, бродяжничают.

К сожалению, большинство молодых супружеских пар сегодня не подготовлены к браку не только в финансовом плане. Поскольку сейчас личная свобода, а вместе с ней и свободу выбора партнера возведены в культ, то уже ничто не сдерживает природного инстинкта, в свою очередь провоцирует развод. Утратив семейные традиции, будущее украинская семья пытается копировать американский образ жизни – с его прагматическими связями, полной материальной независимостью ее членов и тому подобное. Тогда как в американском обществе, озабоченному тревожной семейной статистикой, проблемы нравственности и семейственности переходят на качественно новый уровень. Трудно сказать, какой в ​​конце концов станет классическая украинская семья. Но пока преобладает такой ее тип, где положительные составляющие старой модели уже не действуют, а новые нормы еще не сложились.

Несмотря на то, что общество и отношения между людьми стали более жесткими, а подход к семье прагматичным (не уверен в своем финансовом будущем, следовательно, не уверен в семейном счастье), больше стали цениться чувства. Приют и надежный тыл большинство по-прежнему находит именно в семье.

Относительно представлений о своем семейном статусе, то на первое место мужчины выносят функцию рождения и воспитания детей (90,3%), на второе – удовлетворение потребностей в любви, личном счастье, чувстве защищенности (74,2%). При этом обращает на себя внимание то, что когда мужчины выбирали из перечисленных в анкете трех семейных ценностей (любви, дети, быт), то подавляющее большинство из них выбрали любовь 74,7%, а рождение и воспитание детей считают самой важной семейной ценностью лишь 15,5 %.

Новый статус получает сегодня традиционная проблема отношений с родителями. Проблема осталась той же, но взгляд на нее изменился. Ранее о праве ребенка на собственное мнение не говорилось, отношение к детям в семье мало авторитарный характер. Сегодня родители пытаются разобраться в причинах конфликтов, обращаются за помощью к специалистам, соответствующей литературы. Родители молодые, информированны, и хотя они, возможно, еще не готовы самостоятельно обработать поток психологической информации из разных источников, но понимают, что этими проблемами нужно заниматься.

Для людей, которые находятся в гражданском браке, существуют некоторые особенности, которые в первую очередь связаны с рождением ребенка, с наследством и разделом имущества. С вступлением в силу в Украине Семейного кодекса государство признало существование гражданского брака, – рассказывает юрист Юрий Шевчук – ведь статья 3 п.2 настоящего Кодекса устанавливает, что семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности.

1. По заявлению матери и отца ребенка. Такое заявление может быть подано в органы ЗАГС как до, так и после рождения ребенка. Если отец несовершеннолетний, то органы ЗАГС обязательно сообщат его родителям, опекуну, попечителям о записи его отцом ребенка.

2. По решению суда. Это происходит при отсутствии совместного заявления или заявления отца ребенка. Основанием для признания отцовства будут любые сведения, подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица, собранные в порядке, определенном Гражданско-процессуальным кодексом Украины. Иск о признании отцовства может быть предъявлен матерью, которая сама содержит и воспитывает ребенка, а также самим ребенком, достигшим совершеннолетия. Также иск может быть предъявлен лицом, которое считает себя отцом ребенка.

Если мужчина и женщина, которые находятся в гражданском браке, решили “развестись” (прекратить совместное проживание и ведение общего хозяйства), права их общего ребенка не должны ограничиваться. Ст.180 СК Украины устанавливает для обоих родителей обязанность содержать ребенка до достижения им совершеннолетия. И если один из родителей уклоняется от этого, наступает его обязанность по уплате алиментов. Семейный кодекс Украины определяет, что родители могут договориться о способе выполнения вышеупомянутого долга. В случае отсутствия такой договоренности порядок и размер содержания ребенка определяется судом.

Для подачи иска в суд о выплате отцом алиментов нужен соответствующий пакет документов. В частности, прилагается копия свидетельства о рождении ребенка (с указанием отца). В заявлении следует указать, что отец ребенка не участвует в его воспитании и содержании, нарушая, таким образом, положения (статья 180 Семейного кодекса Украины). Прилагаются доказательства или указываются свидетели, которые могут это подтвердить. Даже если прямых подтверждений нет, в заявлении обязательно нужно отметить, что вы живете отдельно, воспитываете ребенка самостоятельно и контактов с бывшим гражданским мужем не имеете.

Аргументом со стороны отца ребенка будет только фактическое подтверждение постоянной помощи ребенку: копии документов о денежных переводах, чеки о покупке чего-либо конкретно для ребенка и т.д. Если человек не сможет доказать, что регулярно материально поддерживает сына или дочь, суд своим решением обяжет его принимать участие в содержании ребенка путем выплаты алиментов.

Законодательством четко установлено, что рождение ребенка в незарегистрированном – гражданском – браке никак не влияет на объем его прав, в том числе и на наследственные права ребенка. Ребенок всегда, при любых обстоятельствах, является наследником первой очереди.

Распределять можно только общее имущество, но для этого кто-то должен признать факт общей совместной собственности на него. Статьей 74 Семейного кодекса Украины установлено, что если женщина и мужчина проживают одной семьей, но не находятся между собой в браке, имущество, нажитое ими за время совместного проживания, принадлежит им на праве общей совместной собственности, если иное не установлено письменным договором между ними. Хотя, надо отметить, относительно распределения имущества после гражданского брака еще нет достаточной судебной практики.

В случае заключения одним из такого супругов в отношении общего имущества договора, который требует оформления у нотариуса или подлежит государственной регистрации, согласие другого не требуется. При зарегистрированном браке такое согласие не только требуется, но и должен быть надлежащим образом оформлена (нотариально удостоверяется).

Согласно ст. 1264 ГК Украины, в четвертую очередь право на наследование по закону имеют лица, проживавшие с наследодателем одной семьей не менее пяти лет до времени открытия наследства. После открытия наследства мужчина или женщина, состоящих в гражданском браке, могут обратиться в суд с заявлением об установлении факта фактических брачных отношений. Доказательствами могут служить: наличие общих детей, форма №3 из ЖЭКа о регистрации по адресу умершего, подтверждение о ведении совместного хозяйства от родственников и соседей. Если суд установит факт фактических брачных отношений, то мужчина или женщина, состоящих в гражданском браке, могут стать наследниками первой очереди.

Социология семьи – это специальная социологическая теория, отрасль социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

В отличие от других отраслей социологии, социология семьи развивалась в последние годы довольно успешно. Украинский социологами изучается ряд важных проблем, связанных с репродуктивной поведением семьи, сочетанием профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и обязанностей в семье и т.

Важнейшими объектами изучения социологии семьи является брак и семья. Брак – это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, исторически меняется. Через брак общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. При оформлении брака практикуется заключение брачного контракта. По процедуре брачной церемонии браки разделяются на общественный и церковный. На фоне общего роста социальной напряженности в нас распространяются такие феномены брачно-семейных отношений, как фиктивный брак, фиктивный развод, конкубинат и др.

В зависимости от формы брака выделяют: моногамию и полигамию, которая, в свою очередь, существует в форме полигинии (брак между одним мужчиной и несколькими женщинами), или полиандрии (брак одной женщины с несколькими мужчинами). Кроме того, отличают браки эндогамные (заключаются в пределах собственной, но более широкой общности) и экзогамные (в силу необходимости вынуждены заключать брак с партнером, который принадлежит к другим группам).

Семья является более сложной системой отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников и близких. Кроме того, семья выступает как социальная клетка общества, очень близка к “оригиналу” модели всего общества, в котором она функционирует.

В связи с тем, что семья, как отмечалось, является объектом изучения различных наук, в литературе существуют различные ее определения. Не претендуя на абсолютную точные и исчерпывающую достаточность, за основу можно принять определение, согласно которому семья – это общественный институт (с точки зрения общественного санкционирования брачно-семейных отношений) и одновременно имела социальная группа, имеющая исторически указанную организацию, члены которой эт “связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена ​​потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Относительно типов семьи, и наиболее распространенной является простая, или нуклеарная семья (от лат. Nucleus – ядро). Впервые такое название употреблено в 1949 г.. Американским социологом Ж.П.Мур доком. Такая семья состоит из супругов и детей, которые не находятся в браке. При бракосочетании детей образуется другой тип семьи – расширенная или сложная семья. Она включает три и более поколений или две и более нуклеарных семей, проживающих вместе и ведут общее хозяйство. В зависимости от наличия в семье родителей выделяют полную семью (когда оба супруга) и неполную, где один из родителей отсутствует. Итак, тип семьи определяется состоянием родственных связей.

Исследуя брачно-семейные отношения, социология семьи использует следующие категории: условия и образ жизни, структура семьи, ее функции, способ мышления (семейная идеология), этапы жизненного цикла семьи.

Важным срезом структуры семьи является структура коммуникации, при изучении которой наиболее весомым считается установление межличностных каналов коммуникации и характера их функционирования. Структура коммуникации существенно влияет на все эти стороны функционирования семьи, поскольку характер вопросов, обсуждаемых культура и интенсивность духовного общения между супругами как на стадии формирования семьи, так и на более поздних этапах семейно-брачных отношений во многом влияют на сплоченность семейной группы и удовлетворенность браком, а адекватная структура коммуникаций между родителями и детьми является важной предпосылкой успешного выполнения семьей ее воспитательных функций. Существует также ролевая структура семьи. Она связана с выполнением каждым членом семьи определенных ролей, а также с системой их ролевых ожиданий. Такая структура характеризует систему взаимоотношений и отношений членов семьи в соответствии с традициями и обычаями, которые существуют в обществе в целом, ближайшем социальном окружении и закрепленных в личностном опыте членов семьи.

Хотелось бы рассмотреть позицию Православной Церкви по отношению к «гражданского брака». Для этого необходимо рассмотреть православное учение о браке. Лично мне больше всего импонирует определение христианского брака, высказанное ректором Свято-Тихоновского богословского института прот. Владимиром Воробьевым в его работе «Православное учение о браке»: «Брак понимается в христианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, совершается Самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни, существенно необходимым для совершенствования, для осуществления своего назначения, для преображения и вселения в Царстве Божием ». Поэтому Церковь не представляет полноты брака без особой ее действия, которая называется Таинством, что имеет особую благодатную силу, и дает человеку дар нового бытия.

В отличие от ветхозаветного учения, где рождение детей было главной целью брака, брак новозаветный является для человека особым духовным единением христианского супругов, продолжается в вечности. Ветхозаветном учение о жизни вечной предполагало, что человек живет в своих потомках. Иудеи ждали своего Мессию, который устроит некое новое израильское царство, где наступит блаженство еврейского народа. Именно участие в этом блаженстве потомков того или иного человека понималась как ее личное спасение. Поэтому бездетность считалась у евреев как наказание Божие, потому что оно лишало человека возможности личного спасения. Поэтому учение о браке, как состояние, предназначен только для рождения детей, Христом отвергается в Евангелии: «В Царстве Божием не женятся и не выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии» (Мф. 22, 23-32).

Господь явно дает понять, что в вечности НЕ БУДЕТ телесных, земных отношений между супругами, но будут духовные. Поэтому и христианский брак, в первую очередь, дает возможность для духовного единения супругов. Об этом говорит ап. Павел: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна это большая; я говорю о Христе и о Церкви »(Еф. 5, 31-32). В Евангелии есть очень важный момент, что подчеркивает отношение Христа к браку: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5). Эти слова свидетельствуют о фактической невозможности развода. Христос здесь говорит об абсолютном значении того сочетания, делает Бог Своей благодатью.

Муж и жена сочетаются онтологически, их союз не должен разрушаться человеком, поэтому развод не может иметь Божьего благословения. Ведь бесценный дар любви, принесенный супругам в Таинстве брака Божьим благословением, не может быть отменен, он вечный по своей сути и не может прекратиться со смертью человека. Поэтому можно с уверенностью сказать, что христианский брак происходит в вечности, ибо «любовь не перестает Хотя и пророчества проблемы и прекратятся, и языки существуют, умолкнут, хотя существует знание упразднится. »(1 Кор. 13, 8).

Оглядываясь в прошлое, можно сделать вывод, что гражданские браки – порождение не сегодняшнего дня. В ХVIII веке писатель Вольтер, ни разу не был женат, шестнадцать лет прожил с маркизой дю Шатле, которая стала на долгие годы его любовницей, другом и интеллектуальным спутником. А вспомните Серебряный век, то есть XIX века, с его взглядами на свободную любовь! Сегодня большинство молодых людей выбирает гражданский брак как ступеньку на пути к официальному, считая, что глупо регистрировать отношения, не пожив хотя бы год под одной крышей как классические муж и жена.

О гражданском брака, то это и есть тот брак, который зарегистрирован в государственном учреждении и который порождает права и обязанности супругов. И если, опять же, обратиться к истории, то в революционной России 1917 года было издан декрет «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния». А через два года такой декрет был издан и в Украине. Этим декретом было отделены церковный брак от гражданского. Собственно, функцию регистрации брака взяла на себя государство, и в кодексе о браке отмечалось, что признается действительным только тот брак, который зарегистрирован в государственных органах.

В наше время гражданским браком считается совместное бытие и ведения хозяйства мужчиной и женщиной, отношения которых не зарегистрированы законно. Часто такие браки выбирают разведенные люди. Неудавшуюся жизнь с законным супругом влияет на всю последующую жизнь, поэтому такие люди панически боятся регистрировать следующий брак. Но все-таки подобные отношения более распространены среди молодежи, из-за зависимости их от родителей: отсутствие собственного материального основания не дает возможности создать семью. И он и она выбирают фактические брачные отношения. Не удалось – разбежались, не “навешивая» на себя каких-то обязанностей.

В Семейном кодексе Украины (статья 72 г.. II) предусмотрен правовой режим таких вот незарегистрированных браков. В частности, это защита материальных интересов – право на общее имущество. Как и при зарегистрированном браке оно делится пополам; как и в официальном браке, женщина, проживающая в незарегистрированном браке, имеет право на содержание в случае беременности или в случае инвалидности. Однако, несмотря на это, не будет решена все проблемы. Представим такую ​​ситуацию: умер человек – если женщина была с ним в зарегистрированном браке, то она становится первым наследником. Если же не было официального замужества, то, по Семейному кодексу, лицо, проживала с покойным одной семьей пять лет, имеет право на наследство, но только в четвертом колене. К тому же, надо доказать, с какого момента существовал этот фактический брак.

У каждого, конечно, свои мотивы в пользу незарегистрированного брака. Кто-то считает, что после марша Мендельсона умирает любовь. Но если она действительно есть, то почему бы не узаконить этим двум людям отношений. Ведь любые отношения в обществе должны быть узаконены. Государство берет под опеку семью (семейные отношения, права и обязанности супругов), чтобы защитить в непредвиденной ситуации. А если вы этого не сделали, чтобы сохранить, как некоторые говорят, свежесть чувств, то почему потом, в случае конфликтной ситуации, требуете защиты от государства?

Возвращаясь к основным правам и обязанностям “супруги” в фактическом браке, следует отметить, что различий между зарегистрированным и незарегистрированным браком в сфере неимущественных прав и обязанностей не так уж и много, и, в целом, эти права и обязанности соответствуют общепринятым человеческим стандартам. Например, люди свободны в выборе профессии, места жительства, имеют парво свободы совести, мысли, религии, личной свободы, свободы духовного и физического развития и т.д. Как и в законном браке, эти права предоставлены человеку от природы, какое – либо их ущимлення преследуется по закону. Как и в законном браке, “супруги” может совместно решать вопросы жизни семьи, распределять обязанности; родители должны заботиться о здоровье, развитие, материальное обеспечение своих детей, несмотря на то, рожденные эти дети в законном браке или нет. В то же время, право изменения фамилии одним “участником” таких семейных отношений на фамилию другого возникает только после регистрации брака.

Действительно, не удержит вместе, когда нет любви, ни штамп, ни даже венчания, когда перед Богом молодежи клянутся быть верными до смерти. Но этот штамп в паспорте все-таки заставляет человека быть более ответственной и дисциплинированной.

2. Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 31 августа 1979 №8 с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 24 апреля 1981 №4, от 25 марта 1988 №4 и от 25 декабря 1992 №13 «О судебной практике по делам о расторжении брака “. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Украины (1963-1997 года). С изменениями и дополнениями по состоянию на 8 февраля 1998 года. – С .: Таврида, 1998г.

3. Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 25 марта 1988 №4 с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 25 декабря 1992 №13 “О практике рассмотрения судами дел о расторжении брака”. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Украины (1963-1997 года) с изменениями и дополнениями по состоянию на 8 февраля 1998 года. – С .: Таврида, 1998г.

4.Кодекс о браке и семье Украины, утвержденный Законом от 20 июня 1969, с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 июня 1996 года. Министерство юстиции Украины.

Похожие новости

  • Успокаивающее средство 2-в-1 для снятия макияжа Бережный уход Garnier Skin Naturals Gently Make-Up Remover
  • Диета после 6 не есть: дешевый способ похудеть
  • Учимся плести из бисера ажурные изделия огалала
  • Силиконовые магнитные кольца для похудения: отзывы специалистов, Стройнеем вместе
  • Декларации по НДС в электронном виде

  • Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак

    Современные взгляды на гражданский брак