Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

Орган дознания УПК РФ характеризует как должностное лицо либо учреждение, выполняющее работу, направленную на обеспечение выяснения обстоятельств преступления. Она осуществляется в соответствии с законом и связана с информацией о возможном совершении противоправного деяния. Рассмотрим далее, какими полномочиями наделяются орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель.Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

Какую структуру можно рассматривать как орган дознания? УПК РФ устанавливает перечень подразделений, в полномочия которых входит выяснение обстоятельств вероятного преступления. Он определен в 40-й статьей Кодекса. К таким учреждениям относят:

  1. ОВД.
  2. Органы ФСБ.
  3. Федеральные структуры госохраны.
  4. Подразделения службы разведки РФ.
  5. Органы Минюста.
  6. Подразделения по контролю оборота психотропных и наркотических средств.
  7. Структуры внешней разведки Минобороны РФ.
  8. Органы ФССП.
  9. Подразделения Госпожнадзора.

Кроме этого, орган дознания — это должностное лицо. В частности, речь идет о:

  1. Командирах воинских соединений, частей.
  2. Начальниках гарнизонов.
  3. Капитанах морских судов.
  4. Руководителях геологоразведочных зимовок и партий.
  5. Главах диппредставительств и консульств РФ.Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

Она представляет собой систему государственных исполнительных структур, работа которых направлена на обеспечение защиты свобод, здоровья, прав, жизни граждан, их имущества, а также интересов государства и общества от преступных посягательств. Этот институт обладает возможностью использовать в рамках своих полномочий меры принуждения, определенные в законодательстве. Он включен в систему МВД и разделяется на криминальную полицию (орган дознания) и обеспечивающую общественную безопасность. В состав первой входят научно-технические, оперативно-розыскные и прочие подразделения. В их компетенцию входит решение оперативных задач и содействие полиции общественной безопасности. Структура этой системы утверждена правительственным постановлением № 925. В составе полиции общественной безопасности присутствуют:

  1. Подразделения ППС.
  2. Дежурные части.
  3. Подразделения ГИБДД.
  4. Отделы вневедомственной охраны.
  5. ИВС.
  6. Участковые полиции.
  7. Прочие подразделения, необходимые для реализации поставленных задач.

К ее органам относят:

  1. Отделы (управления) исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности по конкретным субъектам РФ. Их именуют также территориальными подразделениями.
  2. Федеральный орган безопасности.
  3. Пограничные подразделения.
  4. Органы безопасности в ВС РФ.
  5. Прочие подразделения, реализующие отдельные полномочия или обеспечивающие работу ФСБ.Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

Федеральной службой судебных приставов осуществляется работа по обеспечению порядка деятельности судов, выполнению принятых ими и иными уполномоченными органами и лицами актов. Органы ФССП исполняют также правоприменительные, надзорные функции. К службе судебных приставов относят территориальные, специализированные, межрайонные и районные отделы — структурные подразделения.

К подразделениям государственного надзора в сфере пожарной безопасности относят:

  1. Органы центрального аппарата федерального Министерства по ГО и ЧС, ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий.
  2. Группы, отделы, инспекции Госпожнадзора, созданные для предотвращения и тушения пожаров в административно-территориальных образованиях закрытого типа.

Кто конкретно представляет орган дознания в уголовном процессе? В первую очередь следует отметить, что учреждение само по себе не может принимать каких-либо решений. Оно также не может осуществлять действия. Орган дознания — это структура, состоящая из конкретных физлиц. Главным из них выступает руководитель подразделения. Все предписания, которые адресует системе законодательство, не могут реализовываться в обход этого лица. В связи с этим верным представляется суждение, присутствующее в юридических изданиях о том, что решения, которые принимает орган дознания в уголовном процессе, не могут иметь силы до момента их утверждения руководителем. Рассмотрим подробнее специфику его статуса.Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

Им может выступать не только непосредственно начальник, но и его заместитель. В ст. 5 п. 17.1 кодекса руководителем именуется должностное лицо, которое возглавляет соответствующее специальное подразделение. Процессуальным статусом наделяется начальник отдела, управления, отделения дознания, группы служащих ОВД, таможенной структуры, подразделения по контролю оборота наркотических/психотропных средств и так далее. По положениям законодательства равными с руководителем полномочиями наделяется и его заместитель.

Должностное лицо, в подчинении которого находится орган дознания, и дознаватель организуют осуществление необходимых мероприятий для обнаружения, предупреждения и пресечения преступных посягательств. Они также принимают меры для выявления и изобличения виновных субъектов. В законодательстве установлены обязанности начальника относительно дел, по которым необходимо проведение предварительного следствия. В частности, в предусмотренном кодексом порядке руководитель должен оказать содействие уполномоченному служащему при принятии последним решения по вопросу наличия либо отсутствия оснований и поводов для начала производства.

Должностное лицо, возглавляющее орган дознания, вправе сам возбудить дело. При необходимости руководитель может лично осуществить неотложные мероприятия по выявлению обстоятельств вероятного преступления. Он также вправе поручить их выполнение соответствующим служащим своего подразделения. Данная возможность закреплена в ст. 146 кодекса. Руководитель обеспечивает выполнение поручений, данных следователем, прокурором либо должностным лицом, возглавляющим следственный отдел, реализацию оперативно-розыскных мероприятий подчиненными ему сотрудниками.

В его полномочия также входит организация участия служащих в производстве отдельных процедур, осуществляемых служащими других подразделений в установленных в законе случаях. Лицо, которое возглавляет орган дознания, передает результаты выполненных по указаниям мероприятий в отделы или сотрудникам, от которых они поступили. По запросу прокурора или руководителя уполномоченного подразделения он выделяет необходимое число подчиненных для участия их в выявлении обстоятельств вероятного преступления в составе оперативной группы. Указания, которые направляет в орган дознания следователь, являются для обязательными для исполнения. Их обжалование не приостанавливает их реализацию.Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

Служащие, которые входят в орган дознания и предварительного следствия, имеют специальное юридическое образование. Кроме этого, сотрудники обладают и соответствующим опытом работы. Перечень лиц, которые наделяются необходимыми полномочиями, утверждается распоряжением (приказом) руководителя подразделения. Сотрудники, входящие в орган дознания и предварительного следствия, после появления оснований для начала производства по делу производят проверку сведений о преступлении. Данная процедура осуществляется по указанию руководителя. Начальник поручает ее конкретному служащему.

Законодательство не допускает возложение полномочий по проведению предварительных мероприятий на проводивший их ранее орган дознания. УПК формулирует этот запрет в ст. 41, ч. 2. Данное ограничение обусловлено тем, что служащие принимали бы в таком случае решения, основываясь не столько и не только на доказательствах, присутствующих в материалах дела, но и на оперативно-розыскных данных.

Дознаватель, согласно части третьей 41-й статьи УПК, может:

  1. Самостоятельно выполнять надлежащие мероприятия, принимать решения в рамках производства по делу. Исключением являются случаи, когда на это должен дать согласие орган дознания, прокурор или суд.
  2. Реализовывать иные полномочия, которые предусмотрены в кодексе. К ним, в частности, относят выполнение некоторых мероприятий по распоряжению следователя, поддержание государственного обвинения в суде по поручению прокурора и пр.Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

В пределах своих полномочий следователь может дать органу дознания письменные поручения. В частности, он может распорядиться совершить оперативно-розыскные мероприятия, выполнить постановление о задержании, аресте, приводе и так далее. Назначение такого указания заключается в том, что следователь, исполняя лично основную работу, в процессе разрешения некоторых вопросов может воспользоваться помощью дознавателя. В ряде случаев возникает необходимость повести оперативно-розыскные мероприятия за пределами подведомственной территории. В таких ситуациях действует ч. 1 ст. 152, по положениям которой сотрудник может направить соответствующие распоряжение в уполномоченную структуру по месту производства мероприятий. Орган дознания обязан выполнить отдельное поручение следователя в срок, который не превышает десяти дней.

Целесообразность поручений устанавливается возможностью в короткий срок и с минимальными организационными и процессуальными усилиями выполнить мероприятия, ориентированные на:

  1. Раскрытие, предупреждение и расследование преступлений.
  2. Привлечение к ответственности, установленной законом, виновных лиц.
  3. Розыск субъектов, совершивших посягательство, обеспечение надлежащего их поведения.

Указания, как правило, адресуются должностному лицу, возглавляющему орган дознания. УПК предоставляет возможность сотруднику назвать конкретного служащего, ответственного за исполнение распоряжения. В зависимости от назначения, указания можно классифицировать на группы. Например, они могут быть направлены на сбор и проверку доказательств. Распоряжение следователя, адресованное в орган дознания, может касаться применения мер принуждения в рамках компетенции подразделения. Указания также направляются для выполнения определенных розыскных и оперативных мероприятий.Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

Необходимо сказать, что следственные структуры и органы дознания находятся в постоянном тесном взаимодействии. Между этими подразделениями происходит постоянный обмен информацией. Орган дознания выполняет важнейшую работу в рамках производства по делу. Он не только проверяет сведения о вероятных преступлениях, но и проводит неотложные оперативные мероприятия. Большое значение в организации работы подразделения имеет деятельность руководителя. От его профессионализма зависит эффективность проводимых мероприятий, их своевременность, актуальность.

Указания, которые поступают от следственных органов, являются обязательными для исполнения. Это, однако, не означает, что служащие, ответственные за их реализацию, не могут выражать несогласие с ними. Так, санкция прокурора может быть обжалована стоящему над ним должностному лицу, указание следователя — руководителю соответствующего отдела. Тем не менее оспаривание не приостанавливает исполнение распоряжений. Органы дознания выступают в качестве одного из ключевых звеньев в уголовно-процессуальной системе. От их работы зачастую зависит результат оперативно-розыскных мероприятий, своевременное установление личностей преступников и привлечение виновных к ответственности.

Похожие новости

  • Возврат денежных средств на карту покупателю,как провести и отразить по кассовой дисциплине
  • С чем носить брюки чинос
  • Андролог и уролог: в чем разница и что они лечат
  • Когда созревает тыква и от чего это зависит: сроки
  • Спорыш трава — лечебные свойства, применение и противопоказания

  • Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

    Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

    Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

    Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

    Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

    Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

    Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

    Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия