Феномен японского воспитания: из короля в рабы

Феномен японского воспитания: из короля в рабы

Не секрет, что за последние десятилетия Япония сделала мощнейший скачок в своем экономическом развитии и заняла одно из лидирующих мест среди самых сильных стран мира. Многие эксперты ставят не на последнее место особенности воспитания детей этой страны. Выносливость, отличная работоспособность, железная дисциплина, умение работать в команде – всеми этими качествами отличаются японские дети. Конечно, не бывает идеальных систем: всегда есть как «плюсы», так и «минусы». Интересные особенности, которые может взять себе на заметку каждый родитель из японской системы и использовать для обучения своих детей, несомненно, присутствуют. «Икудзи» — именно так называется процесс взаимодействия с малышами, возведенный в ранг искусства.

Выносливость, отличная работоспособность, железная дисциплина, умение работать в команде – всеми этими качествами отличаются японские дети

В Японии нередко можно наблюдать такую картину: мама японка пришла в салон красоты вместе со своим ребенком. После некоторого времени послушного ожидания, ребенок начинает проказничать: открывать банки с мазями и кремами и рисовать ими на зеркалах. Взрослые только с улыбкой умиления смотрят на малыша, не делая ему замечания. Такая реакция взрослых связана с особым принципом воспитания:

  • до пяти лет ребенку можно все: шкодить, рисовать на обоях, рвать бумажки, ведь относятся к нему как к королю.
  • с пяти лет до пятнадцати – с ребенком обращаются как с рабом: он попадает в жесточайшую систему правил.
  • после пятнадцати человек уже считается взрослым. Он должен жить по правилам взрослой жизни.

Традиции воспитания детей в Японии 1

Тогда, чтобы люди могли выжить, им приходилось объединяться и действовать сообща. В отличие от западного воспитания, где акцент делается на индивидуальности ребенка, его уверенности в себе и креативности, японцы пропагандируют превалирование общественных интересов над личными.

Традиции воспитания детей в Японии 2

Роли в японской семье распределяются следующим образом: мужчина занимается добычей и достижениями, в семье все должны признавать его авторитет и ценить слова на вес золота, а женщина посвящает себя дому и детям. Несмотря на влияние рыночной экономики, когда множество западных и европейских женщин ставят на первое место работу и карьеру, японки по-прежнему в большой количестве уходят с работ, чтобы заниматься домашним хозяйством и детьми. Та японка, которая ставит на первый план свою карьеру, признается обществом эгоистичной. Когда ребенок подрастает, его мать имеет право выходить на работу, но дом также остается в приоритете. Работа, как правило, занимает не полный рабочий день. Если мама еще не взрослых детей идет работать на полную ставку, то ее в коллективе не всегда принимают. Связано это с тем, что в корпоративной культуре японских служащих есть правило после работы идти всем отделом или компанией на мероприятие (в спорт-бар или ресторан). Если молодая мамочка не может быть полноценной частью коллектива, то ей и не нужно туда стремиться, по принципу: если ты не в состоянии работать на полную ставку, то есть как весь коллектив, то и не работай.

Если у супружеской пары есть свой бизнес, например, магазин, то мама может принимать участие в его работе: например, стоять за прилавком с самого утра с ребенком на руках.

Маленькие детки — маленькие бедки — Японское воспитание

Мужчина считается полноценным только в случае наличия у него детей, ровно, как и женщина может получить какой-либо статус в обществе, только если она состоялась как мать. Каждый малыш с первых дней окружен вниманием и заботой всей семьи, ведь он настоящее чудо. Родственники на протяжении всей беременности не редко одаривают будущую мать подарками и поздравлениями.

Ребенок имеет в стране Восходящего Солнца особый культ

Итак, все воспитание детей падает на женские плечи. Отец может вмешиваться, но это происходит крайне редко. В японском языке есть слово «амаэ», ему сложно подобрать перевод на русский. Примерное обозначение: желательные эмоции зависимости ребенка от матери – это и есть идеал взаимоотношений. В подтверждении этому есть традиция: когда рождается малыш, часть пуповины отрезается, затем высушивается и кладется в коробочку, на которой позолоченными буквами прописаны дата рождения малыша и имя его матери – символ объединения мамы и ее чада. В Японии редко можно увидеть плачущего ребенка, так как мама потакает всем его прихотям и потребностям. Но общается она с ним как со взрослым – ведет беседы, рассказывает об устройстве мира.

В Японии редко можно увидеть плачущего ребенка, так как мама потакает всем его прихотям и потребностям

Модельеры специально разрабатывают одежду, предназначенную для того, чтобы мать могла поместить малыша в специальную тканевую прослойку, что значительно облегчает их совместное передвижение. Также существуют платья и плаши с двумя капюшонами: один для мамы, другой для ребенка. А рюкзаки-слинги стали популярными по всему миру именно благодаря японским мамам.

Когда малыш начинает пробовать делать первые шаги, мама от него не отходит. Если вдруг он набил синяк, то мать винит себя в том, что не досмотрела.

Модельеры специально разрабатывают одежду, предназначенную для того, чтобы мать могла поместить малыша в специальную тканевую прослойку, что значительно облегчает их совместное передвижение

Конечно, российским мамочкам может показаться странным такой метод, так как существует стереотип, что ребенок вырастет избалованным. Но практика показывает обратное: взрослые японцы отличаются жесткой дисциплиной и самоконтролем.

Как только ребенку исполняется пять лет, он должен начинать действовать в соответствии с общепринятыми правилами. Не следовать им не предоставляется возможности, так как в противном случае они рискуют получить отчуждение для группы, а это является самым большим наказанием для японца. Если ребенок сопротивляется, то редко он может услышать укор или гнев в свой адрес. Мама поступает мудро: она редко прибегает к провокации открытого конфликта, показывая лишь свое огорчение или недовольство его поступками. При возникновении конфликта – родители не разрывают связь с ребенком, напротив, стараются ее усилить, в ответ получая благодарность и любовь.

А какую роль выполняют папы? У японских мужчин принято проводить все свое свободное время вместе с семьей. Они играют с детьми, ведут беседы и рассказывают о правилах поведения в обществе.

Школа молодых отцов: Японская методика

Понятия «хорошего» ребенка в американском обществе и японском кардинально отличаются друг от друга.

Дело в том, что для американского общества «хороший» ребенок – это тот, который умеет самовыражаться вербально. Для японского общества «хорошим» можно назвать того, кто умеет контролировать свои эмоции, дисциплинирован, знает как вести себя в обществе.

Если в Америке пропагандируется индивидуализм, непохожесть, способность выражать свое «Я», то в Японии напротив – все должны уметь находиться в общине и действовать на благо общества.

Для японского общества «хорошим» можно назвать того, кто умеет контролировать свои эмоции, дисциплинирован, знает как вести себя в обществе

Например, создатель компании «Сони» Масару Ибука выпустил книгу о воспитании детей, в которой говорится, что только до трехлетнего возраста происходит основное формирование личности. Дети впитывают информацию как губка, поддаются обучению намного легче, чем взрослые. Основной целью родителей, по его мнению, является создание условий для всестороннего развития. Родитель не должен давить своим авторитетом ребенка, а лишь мягко подталкивать и возбуждать интерес к изучению нового. Если сегодня эта концепция для многих является приемлемой, то в пятидесятых годах двадцатого века она являлась революционной.

В Японии впервые стали говорить о необходимости и полезности раннего развития малышей.

Его идея заключается в особенностях поведения родителей. Например, если ребенок начинает бить по столу, то от российской мамы можно услышать стандартное: «не бей по столу. Ты неправильно себя ведешь». В то время как японская мама скажет: «столу больно, он сейчас заплачет». Таким способом мама акцентирует внимание на чувствах, даже на примере неодушевленных предметов, чтобы ребенок понимал, как правильно себя вести и умел думать о других людях.

Существует особый метод воспитания, который можно назвать: «читай мысли»

Конечно, в Японии существуют детские сады, но отдавать в них ребенка стоит только в самом крайнем случае. Согласно традициям, за детьми должна смотреть их мама, а не чужой человек. В том случае, когда женщина все же идет на работу, то этот шаг характеризует мать как эгоистку, которая поставила в приоритет свои интересы и не предана своей семье. Таким образом, правильная жена должна сидеть дома с детьми и заниматься работой по хозяйству и встречать мужа с работы всегда в хорошем настроении.

В Японии существуют детские сады, но отдавать в них ребенка стоит только в самом крайнем случае

Детские сады в Японии бывают двух типов:

Государственный детский садик работает с детьми, возраст которых не меньше трех месяцев. Работает он с восьми утра и до шести часов вечера. Попасть туда не так-то просто, нужны веские основания и документальная аргументация, например, что и мама и папа находится на работе дольше четырех часов ежедневно. Восколько обойдутся услуги сада, определяет специальный орган, исходя из общего дохода на семью.

Следующий вид детских садов может принадлежать как частному лицу, так и государству. Предназначен он для тех мам, чье рабочее время не превышает четырех часов ежедневно. Дети находиться могут в нем с девяти часов утра до двух дня.

Существуют также элитные детские сады. Они находятся при лучших учебных заведениях страны. Стать посетителем такого сада очень сложно: мало того, что обходится это не дешево, так еще и сам малыш должен сдать ряд тестов. Дети, родителям которых удалось устроить в элитный детский сад, после окончания его определяются в особую школу, а затем – поступают в престижный университет без экзаменов. Окончание университета дает ребенку гарантию его успешного будущего: работа в хорошей компании на высокооплачиваемой должности обеспечена.

Детский сад в Японии

Интерьер даже самых лучших японских детских садов представляет собой крайне скромное зрелище: существуют две комнаты, одна из которых предназначена для питания, а другая – для сна и занятий. Когда подходит время дневного сна, воспитатели раскидывают на полу высокие матрацы, на которых размещаются дети.

Интерьер даже самых лучших японских детских садов представляет собой крайне скромное зрелище

Просчитывается все, вплоть до калорийности блюд. Если малыша отдают в детский сад на целый день, то мама должна приготовить ребенку еду с собой. И не просто какую-то еду, например, купленные в магазине полуфабрикаты, а домашний обед, с красивой сервировкой, чтобы малыш мог получать еще и эстетическое удовольствие. Кроме того, обед с собой должен содержать двадцать четыре варианта продуктов.

Занятия в детском саду Японии

Воспитатели формируют группы в детских садах немногочисленные – не больше восьми человек. Каждые шесть месяцев группы переформировываются, чтобы дети могли умет социализироваться. Например, если ребенок не выстроил отношения в одной группе, то у него есть шанс найти себе друзей в другой. Кроме того, постоянно меняется состав воспитателей. Такая практика призвана исключить возможность привязывания детей к личности воспитателя. Например, если наставник не нашел подход к ребенку, то есть вероятность, что у малыша сложится негативное отношение ко всем взрослым.

Безусловно, в детском саду обучают писать, рисовать, считать и читать, то есть подготовка к школе идет полным ходом. Но самое главное их предназначение – помочь ребенку научиться находиться в коллективе. Через форму игры детей готовят к взрослой жизни: закладывают навыки разрешения конфликтов. Главное умение в этом вопросе – научиться договариваться с другим человеком – компромисс, а не победа. По мнению японцев, гражданин должен всегда уходить от возникновения противоречий, так как первенство одного чревато «потерей лица» другим членом коллектива. Но в процесс выяснения отношений взрослым не принято вмешиваться.

Особое внимание уделяется обучению ребенка хоровому пению. Педагоги считают, что этот вид занятий помогает формировать коллективное мышление, объединяет, ведь хор не предполагает наличие солиста. Много времени уделяется и спортивным играм. Интересно, что воспитатели подают детям свой собственный пример: вместе с малышами они бегают, прыгают, играют в прятки и догонялки. Приблизительно один раз в месяц практикуются совместные походы на природу: парки, скверы, зоопарки – преодолевая природные препятствия, дети становятся физически сильнее и выносливее. Часто практикуются виды прикладного искусства – оригами, рисование, аппликации – все это способствует формированию хорошей моторики, ведь она так нужна для освоения иероглифов. Интересно, что в Японии не принято сравнивать детей между собой, поощрять лучших и наказывать худших. Так как такой метод может повлиять на самоуверенность малыша во всей его жизни. Конкуренции нет вообще, даже в каких-либо соревнования: всегда побеждает общая команда, дружба на худой конец. Вся система воспитания призвана создать условия, при которых никто не будет выделяться.

Особое внимание уделяется обучению ребенка хоровому пению

Например, есть поговорка, которая гласит, что «мальчик не должен показываться на кухне». Существует один из праздников страны – День мальчиков, когда празднество образовывается вокруг изображений карпов. Именно эта рыба выбрана в качестве символа, потому что карпы в течение долгого времени могут плыть против течения. Так же и мужчины воспитываются как опора семьи, в чью прерогативу входит способность бороться с трудностями и невзгодами. Внимание девочек фокусируется на четком умении вести домашнее хозяйство: стирать, гладить, готовить. Даже в школьные годы девочки заканчивают свое обучение раньше, в то время как мальчики должны идти на обязательные секции для продолжения образования.

Внимание девочек фокусируется на четком умении вести домашнее хозяйство: стирать, гладить, готовить

  • Первые несколько лет после рождения ребенка мама должна полностью посвятить уходу за малышом, забыв о своих потребностях: много говорить со своим чадом, гулять, петь песни, читать книги и стихи. Он должен быть окружен внимание и заботой.
  • Ни в коем случае нельзя ругать своего ребенка, кричать, особенно в присутствии других людей.
  • Старшие дети должны брать ответственность за младших, стать для них проводниками в свет.
  • Родители несут ответственность за жизнь ребенка до тех пор, пока он не будет уверенно стоять на ногах.
  • Дети, в свою очередь, обязаны уважать родителей и прислушиваться к их мнению.

Феномен японского воспитания: из короля в рабы

Родители несут ответственность за жизнь ребенка до тех пор, пока он не будет уверенно стоять на ногах

  • В Японии в начальных классах детям не дают домашнее задание. Но, начиная со средних классов и до конца образования, школьники получают солидный объем работы на дому. В стране считается, что именно учащиеся старших классов самая занятая категория населения.
  • Учащиеся каждой школы носят индивидуальную только для этого учебного заведения форму.
  • В некоторых учебных заведениях стоит запрет на окрашивание волос: вход возможен только с натуральным цветом.
  • Иногда, согласно правилам школы, девочки могут появляться только в натуральном виде: без макияжа, ювелирных украшений, маникюра и даже завитых волос.
  • Учебные учреждения не имеют в своем штате уборщиц, так как дети после окончания занятий сами убирают классы и коридоры.
  • Каждая школа нанимает диетолога, который контролирует и корректирует детские питание.
  • В высших учебных заведениях страны ученики сами вправе выбрать себе понравившиеся дисциплины.

Похожие новости

  • Вероника Скворцова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото
  • Как продать автомобиль машину по новым правилам Новые правила купли продажи автомобиля, Общество Защиты прав Автолюбителей, г
  • Курьезное исследование: короткая стрижка связана с нежеланием секса
  • Правила первого свидания для мужчин — Роза Грицкевич — 5 сфер
  • Теория Большого взрыва 11 сезон дата выхода

  • Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы

    Феномен японского воспитания: из короля в рабы